В Азербайджанском государственном академическом национальном драматическом театре состоялась премьера спектакля «Путь Победы», посвященного 44-дневной Отечественной войне.
Война, положившая конец 30-летней оккупации наших земель, легла в основу новой постановки, повествующей об исторической Победе Азербайджана над армянскими оккупантами.
Автор и постановщик спектакля – художественный руководитель и директор театра, народный артист Азер Паша Нематов, художник-постановщик – заслуженный работник культуры Ильхам Эльханоглу, композитор – народный артист Сиявуш Керими, режиссер – Эмиль Аскеров, ассистент режиссера – Нармин Гасанова.
Роли исполнили: народные артисты Нуреддин Мехдиханлы, Али Нур, заслуженные артисты Хиджран Насирова, Эльхан Гулиев, Матанат Атакишиева, Мирза Агабейли, Эльнар Гараев, Анар Гейбатов, Айшад Мамедов, Матлаб Абдуллаев, Эльшан Рустамов, Рашад Бахтияров, актеры Эльчин Эфенди, Хадиджа Новрузлу, Рада Насибова, Илаха Гасанова и др.
Сразу скажем, постановка была встречена публикой с большим интересом, и завершилась под громкие овации зрителей.
Режиссер не ставил своей целью подробный рассказ о ходе боевых действий при освобождении города Шуша и других сражениях освободительной войны. На примере самых трагических и судьбоносных эпизодов войны он продемонстрировал готовность азербайджанцев к жертвенному подвигу. Мы видим это на примере семьи, потерявшей сына, брата и супруга-патриота (Джебраила). Каждый момент новой постановки «Путь победы», посвященной событиям Отечественной войны, предвещает веру в победу.
Спектакль начинается с объявления Президентом Ильхамом Алиевым начала военных действий. События на сцене разворачиваются в логической последовательности, и приводят зрителя в один из приемных пунктов военкомата, где в надежде отправиться на фронт ребята оставляют свои заявки. Режиссер с помощью множества деталей и сценических штрихов показывает искреннюю любовь и беспредельную веру бойцов в победу. Доказательством этого становятся непоколебимое желание и решимость мужчин старшего возраста стать частью освободительного действа. Очередным фактором, который по праву был учтен и ненавязчиво показан в спектакле, стало стремление людей разных национальностей бороться за освобождение исконно азербайджанских земель, ведь сила нашей страны, помимо всех сопутствующих факторов, заключается не в последнюю очередь в ее многонациональности. Подобная модель общества является неотъемлемой частью политики мультикультурализма, успешно проводимой в стране. Азербайджан – государство, население которого проживает в условиях дружбы, взаимопонимания и уважения к ценностям друг друга. Героизм и вера сподвигли представителей разных национальностей (таты, русские, лезгины, талыши, евреи и др.) и вероисповеданий бесстрашно ринуться в бой и восстановить историческую справедливость, отвоевать ценой своей крови родные земли. В этом плане диалог еврея, желающего вступить в армию Азербайджана, преподнес публике красноречивый фактор многонациональности нашего государства.
В спектакле представлены истории совершенно разных людей, объединенных общей целью. Тщательно продуманный эпизод прощаний продемонстрировал, насколько сильным может быть народ, невзирая на все его социальные, возрастные, религиозные и другие различия, не мешающие ему, однако, стать единым целым.
В эпицентре спектакля представлена судьба семей, взрастивших настоящих героев. Невероятно пронзительные и горькие сцены и эпичные уходы, сопровождающиеся настоящими кадрами хроники, снятыми в дни отъезда молодых героев на фронт, сцены, предвещающие разлуку, завершаются душераздирающими монологами огорченных матерей. Тонким пунктиром по всему спектаклю послужил мотив молитвы, которая, несомненно, явилась одной из основных драматических средств воздействия на зрителя.
Образы женщин представлены в достаточно неоднозначном свете за счет сочетания в них подчас противоречивых душевных качеств, присутствия различных оттенков внутренних состояний. Именно этот мотив подтверждал неоднозначность героев и обширность идеи всего спектакля. Здесь молитва рассматривается не как речь, обращенная к Господу, а как совокупность чувств и переживаний, сопровождающая молитвенное состояние.
Следует отметить, что образы страдающих и молящихся женщин возникли благодаря их методам восприятия происходящих событий. Противоречивые чувства гордости, страха из-за потери родного человека в совокупности создали эмоциональный взрыв, нашедший свое отражение в спектакле.
Первоклассный актерский состав прожил боль и радость своего народа в период войны. Спектакль, последовательно изображающий переживания главных героев, включил в себя разные формы восприятия героями определенных ситуаций, причем особенности восприятия разделились на сознательное и бессознательное, которые, в свою очередь, вызывали у героев личное и политическое видение, создающее разные эмоциональные настроения. Для полного раскрытия силы, присущей нашим женщинам, образа «Железной леди» оказалось недостаточным, хотя она могла бы стать отождествлением мощи, свидетелями которой мы не раз являлись. Несомненно, в спектакле есть множество отличающихся друг от друга образов, но думается, было бы нелишним добавить образ женщины хрупкой и кроткой, но при этом сильной и гордой, смиренно несущей на своих плечах весь ужас войны. Тема женщины в данном контексте, на мой взгляд, нуждалась в большей выразительности.
Хотелось бы отметить также светоцветовое решение, которое было призвано передать состояние души каждого патриота. На карте Азербайджана, установленной по правую сторону сцены, развевался трехцветный флаг.
Зрителям продемонстрировали сцену учений, которая погрузила их в напряженную атмосферу войны, – пугающую, но при этом многообещающую.
В постановке использован мотив неожиданности. Во время бесед одной семьи начинается обстрел жилых кварталов города Гянджа, осуществленный армянскими силами с применением баллистических ракет и реактивной артиллерии. Семья, чей сын боролся за освобождение родных земель, потеряла маленькую дочь. Из глубины мрачной сцены появляется мужчина (Нураддин Мехдиханлы) с погибшей девочкой на руках, и тогда карта окрашивается в цвет крови невинных жертв. Эта сцена является наиболее напряженной в развитии сценического действия и его кульминацией.
Интересным продолжением сюжета стал мужчина, обезумевший от преступного поступка врага. Он спускается в зал вместе с ребенком и, словно безумный, повторяет: «Возможно ли такое бесчестие?..»
Подобный контакт со зрительским залом создает еще большую вовлеченность публики в происходящее на сцене. Один из эпизодов переносит зрителя в зону, где только закончились боевые действия. Мы понимаем это по темно-синему фону сцены, окутанной дымом. Публика видит солдат, которые по очереди, в форме монолога рассказывают о своих мечтах и приятных воспоминаниях, их речь сопровождается приглушенным звучанием мугама, что, конечно же, заставило сжаться сердца зрителей.
В их словах содержались воспоминания о множествах фестивалей, которые раньше проводились на Джыдыр дюзю.
В спектакле также отмечена значимость для азербайджанских бойцов окружающей природы, о которой рассказывает один из солдат. В его устах она предстает в образе чинары, а его слова, полные светлых надежд, выдают уверенность в окончательной победе, в которую верил каждый из них.
Важно отметить, что персонажи спектакля были взяты автором из реальной жизни, актеры наполнили свои роли жизненной энергией и духом патриотизма. В некоторые моменты эмоции на сцене накалялись настолько сильно, что невольно передавались всему залу, который искренне сопереживал героям, ведь раны, нанесенные ужасами войны, не в силах залечить даже время.
Одной из творческих находок режиссера можно считать эпизод, когда в финальной сцене наши герои взбирались по голым скалам наверх (поднятую сцену), с гордостью возвышая и водружая священный флаг Азербайджана. Экспрессию действию придает особенно торжественно и победоносно звучащий национальный гимн Азербайджана.
Зал был взволнован до глубины души, и долго аплодировал, стоя…
Фарида АББАСОВА,
«Бакинский рабочий»